Эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода показывает изменение величины спроса, обусловленное исключительно изменением реального дохода при прежних относительных ценах.

Эффект замены показывает изменение величины спроса обусловленное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе.

Эффекты замещения и дохода чаще всего наблюдаются вместе, т.к., например, при понижении цены товара потребитель замещает им более дорогие товары и одновременно увеличивает спрос на этот товар вследствие роста реального дохода.

Сумма двух эффектов приводит к изменению величины спроса.

Различают эффекты дохода и эффекты замены по Хиксу и Слуцкому.

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. По Слуцкому выделение эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

Разберем разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу на конкретном примере. Пусть дана, функция полезности потребителя: ТU = XY, где X и Y - количество покупаемых им единиц товара. Его еженедельные расходы на приобретение этих двух товаров составляют 27у.е. Цена на товар X – 4у.е., а на Y- 6у.е. Определите эффект дохода и эффект замещения, при условии, что цена на товар X возросла до 5у.е.?

Рассуждения:

1. Найдем оптимум потребителя до изменения цены на товар X. Составим систему из двух уравнений:

· 4X + 6Y = 27(уравнение бюджетной линии);

· 4X = 6Y(правило максимизации полезности). Решив ее, мы получим, что X = 3,375, а Y = 2,25.

Построим график (рис 3.29), отражающий потребительское равновесие, где Е1 с координатами (3,375; 2,25)- точка оптимального потребленияпотребителем соответствующего количества товаров.

Рис. 3.29. Потребительское равновесие до изменения цены на товар X.

· BL1 – бюджетная линия, соответствует номинальному доходу 27у.е.

· U1 – кривая безразличия, отражающая комбинацию из двух товаров Xи Y,с общей полезностьюравной 7,594 ютилей:

· Е1 (3,375; 2,25) - точка оптимального потребления.

2. Проанализируем ситуацию, в случае повышения цены на товар X до 5у.е. Найдем новый оптимум потребителя принеизменном денежном доходе (27у.е.) и изменившемся соотношении цен.

Решив систему из двух уравнений: 5X + 6Y = 27 и 5X = 6Y мы получим, чтоX = 2,7, а Y = 2,25.

Общий результат повышения цены на товар Xдо 5у.е.выражаетсяв снижении его потребленияс3,375 до2,7 ед.



Новое потребительское равновесие изобразим графически (рис. 3.30):

Рис. 3.30. Потребительское равновесие после изменения цены на товар X.

· BL0 – бюджетная линия, соответствует номинальному доходу 27у.е.;

· U0 – кривая безразличия, отражающая комбинацию из двух товаров Xи Y,с общей полезностьюравной 6,075 ютилей (при изменившемся соотношении цен):

· Е0 (2,7; 2,25) - точка оптимального потребления.

3. Определим, каким должен быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен, обеспечивал ему прежний уровень удовлетворения - 7,594 ютилей. Для этого, проведем вспомогательную бюджетную линию BL2таким образом, чтобы она:

1. была параллельна бюджетной линии BL0;

2. являлась касательной к исходной кривой безразличияU1(рис. 3.31).

Рис. 3. 31. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу.

Найдем координаты точки Е2.

Посколькувспомогательная бюджетная линия обеспечивает сохранение:

· нового соотношения цен5X= 6Y;

· первоначального уровня удовлетворенияX×Y = 7,594, то составив систему из двух уравнений и решив ее, мы получим координаты точки Е2 (3,02; 2,52)

Полученная точка, вспомогательного оптимума Е2 (3,02; 2,52),позволяет разделить общий прирост спроса на товар X, вызванный повышением цены на эффект замены и эффект дохода.

· (X1 – X0) -общий эффект повышения цены на товар X сводится к снижению его потребления на 0,675 ед. (3,375 – 2,7);

· (X1 – X2) –эффект замены (3,375 - 3,02); Повышение цены товара X до 5у.е. побуждает потребителя снизить его потребление на 0,355 ед., увеличив при этом потребление товара Y на 0,27 ед. (2,52 – 2,25) ед.

· (X2 – X0) = 0,32-- эффект дохода(3,02 -2,7).

Выводы:

1. методология Хикса отвечает основным положениям порядковой теории предельной полезности (потребительские предпочтения, кривые безразличия и т.п.).

2. по методологии Хикса эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия U1(реальный доход потребителя не меняется, т.к. он остается, на исходной кривой безразличия).

3. Эффект замены всегда отрицательный: повышение цены стимулирует потребителей замещать это благо другими, относительно подешевевшими; понижение цены одного блага стимулирует потребителей увеличивать его потребление, уменьшая потребление другого блага.



4.Эффект дохода характеризуется переходом с одной кривой безразличия на другую.

5. Эффект дохода может быть:

· отрицательной величиной для нормальных товаров (как в нашем примере);

· положительной величиной для некачественных товаров

· нейтрален - когда спрос на товар при изменении дохода не изменяется и эффект дохода равен нулю.

Рассмотримразложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Слуцкомуна этом же примере.

Подход Слуцкого существенно отличается от подхода Хикса:

1. Слуцкий предложил проводить вспомогательную бюджетную линиюBL3 не как касательную к исходной кривой безразличияU1, а как линию, проходящую через первоначальную точку оптимумаЕ1 (3,375; 2,25), и в то же время параллельную бюджетной линии BL0.

2. Тогда потребитель, располагая возможностью приобрести тот же набор товара (30,375у.е.) будет исходить из уравнения бюджетной линии 3,375×5 + 2,25×6 = 30,375.

3.В результате вспомогательная бюджетная линия BL3 окажется касательной для более высокой кривой безразличия U3 (данную кривую безразличия строим, исходя из свойств кривых безразличия) (рис. 3.32).

4. Оптимум потребителяЕ3вычислим решив систему из двух уравнений:

· 5X + 6Y = 30,375(уравнение бюджетной линии);

· 5X = 6Y(правило максимизации полезности).

Мы получим, что X = 3,036, а Y = 2,53.

5. Отсюда любая комбинация из двух товаров, принадлежащих кривой безразличия U3будет обладатьобщей полезностью TU = 7, 682 ют.

6. Изобразим графически эффект замены и эффект дохода по Слуцкому (рис. 3.32):

Рис. 3.32. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому.

Полученная точка, вспомогательного оптимума Е3 (3,036; 2,53),позволяет разделить общее изменение спроса на товар X, на эффект замены и эффект дохода.

· (X1 – X0) -общий эффект повышения цены на товар X сводится к снижению его потребления на 0,675 ед. (3,375 – 2,7);

· (X1 – X3) –эффект замены (3,375 - 3,036); Повышение цены товара X до 5у.е. побуждает потребителя снизить его потребление на 0,339 ед., увеличив при этом потребление товара Y на 0,28 ед. (2,53 – 2,25) ед.

· (X3 – X0) = 0,336-- эффект дохода(3,036 -2,7).

Выводы:

1. методология Слуцкого соответствует основным положениям количественной теории предельной полезности.

2. Слуцкий опирается на наблюдаемые и регистрируемые факты поведения потребителя на рынке.

3.По методологии Слуцкого эффект замены характеризуется движением вдоль вспомогательной бюджетной линии.

Контрольные вопросы и задания по теме:

1.Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов?

2. Что характеризует кривая производственных возможностей?

3. О чём говорит закон замещения?

4. О чём говорит закон возрастающих альтернативных издержек?

5. Что вы понимаете под альтернативным товаром и альтернативными издержками?

6. Что вы понимаете под предельной нормой трансформации?

7. Как рассчитывается предельная норма продуктовой трансформации?

8. Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А (18; 0), В (11; 16), С (16; 9), Е(8;15), М (7; 16), Р (0; 21)? Обоснуйте свое решение, не прибегая к построению графика КПВ.

9. Какие проблемы возникали в России в связи с конверсией военного производства, с налаживанием на предприятиях ВПК производства гражданской продукции. Всегда ли эта продукция оказывалась дешевле аналогичной, производимой на гражданских предприятиях?

10. Сформулируйте понятие производственной функции? Почему ее называют технологической функцией?

11. Что означает экономически эффективный и технологически эффективный способы производства?

12. Как рассчитывается производительность факторов производства. Приведите графическое изображение общей, средней и предельной производительности факторов производства.

13. Что отражает закон убывающей средней и предельной производительности факторов производства? Как он действует краткосрочном в долгосрочном периодах?

14. Зависят ли средний, предельный и общий продукты труда от величины используемого фирмой капитала? Если «да», то каким образом?

15. В чем проявляется проблема уровня и темпов физического и морального износа оборудования и других капитальных благ в России?

16. Сформулируйте амортизационную политику российских предприятий.

17. Как вы понимаете смысл следующих выражений: «Издержки производства не оказывали бы никакого влияния на конкурентную цену, если бы они не воздействовали бы на предложение» и «Множество бесплодных споров об «истинной стоимости» вещей возникает из-за неспособности понять, что только действиям присущи затраты и что одни и те же действия нередко означают различные затраты для разных людей»?

18. Почему в России возможно резкое улучшение положения предприятий при относительно небольших издержках (эффект увеличивающей отдачи).

19. Покажите графически и объясните, как внедрение прогрессивных форм организации производства повлияет на карту изоквант.

20. Какую программу нужно проводить предприятию, чтобы минимизировать издержи производства?

21. На конкретном примере приведите оптимальную комбинацию факторов производства.

22. Что предполагает многофакторный анализ прибыли?

23. Начертите и охарактеризуйте траекторию развития производства.

24. Какие фирмы преобладают в современном рыночном хозяйстве: допредельные, предельные или запредельные?

25. Фирмы, производящие в себе убыток, должны обязательно всегда закрываться. Верно ли это утверждение?

26. В какой степени цель фирмы-монополиста заключается в максимизации прибыли? Всегда ли фирма-монополист должна стремиться к максимальной прибыли, а не (например) к улучшению социальных условий, спонсированию искусства или политической компании?

27. Для получения максимальной прибыли нужно продать максимально большее количество продукции. Верно ли это утверждение и почему?

28. Является монополия «злом» или «благом» для общества? Кто выигрывает, и кто проигрывает в результате установления монополии?

29. Всегда ли монополия приводит к Х-неэффективности? В каких случаях монополия способствует техническому прогрессу?

30. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продукта? Каким образом можно было бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?

31. Можно ли утверждать, что высокие расходы на рекламу тормозят развитие производства?

32. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Почему «да» или почему «нет»? В каком случае мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких – о преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции?

33. Объясните правило максимизации полезности.

34. В чем суть постулата транзитивности в поведении потребителя?

35. Как вы понимаете выражение: «Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке».

36. Какие из приведенных ниже функций соответствуют закону предельной полезности:

а) TU(x) = √x; б) MU(x) = 1 / x; в) MU(x) = 5 – x;

37. Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?

38. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя?

39. Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничения существуют для потребителя?

40. Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если да, то, каким образом применяется набор факторов, влияющих на благосостояние при переходе от одного типа экономической системы к другому?

41. Каким образом изменение дохода и цен благ влияет на изменение благосостояния потребителя в рыночной системе?

42. Доход Кати составляет 10 руб. в день. Коробок спичек стоит 0,1 руб., а пачка сигарет — 5 руб. Какой величине равен наклон линии бюджетного ограничения Кати, если она тратит доход полностью на спички и сигареты (спички на вертикальной оси)?

3. Чему равен эффект дохода для товаров Гиффена?

44. Зависит ли полезность товара от издержек производства?

45. Подумайте, может ли предельная полезность принимать отрицательное значение?

46. В чем суть теории выявленных предпочтений покупателя?

47. В чем проявляется различие между эффектами дохода и замены по Хиксу и Слуцкому? Свой ответ подкрепите графически.

48. Приведите примеры практического применения теории потребительского выбора.

49. Функция полезности потребителя U = 2XY, где X- количество покупаемых им видеокассет, Y- количество покупаемых аудиокассет. Расходы на приобретение товаров 50 р. Цена видеокассеты -15 р., цена аудиокассеты- 5 р. Определите эффект дохода и эффект замещения, если цена видеокассет возрастет до 20 р.?

50. Доход Кати составляет 10 руб. в день. Коробок спичек стоит 0,1 руб., а пачка сигарет — 5 руб. Определите наклон линии бюджетного ограничения Кати, если она тратит доход полностью на спички и сигареты, будет равен (спички на вертикальной оси).


8234717259004060.html
8234784144949578.html
    PR.RU™