Теоретические чертежи моделей

Теоретические чертежи судовых моделей вычерчивают согласно положениям и правилам, изложенным выше. Чертежи старинных и современных настольных и обычных самоходных моделей выполняют в определенных масштабах в зависимости от размеров судна: 1 : 10; 1 : 20; 1 : 50; 1 : 75; 1 : 100; 1 : 150, т. е. модели уменьшены по сравнению с оригиналом соответственно в 10, 20 раз и т. д. Чертежи самоходных спортивных моделей с парусами или мотором выполняют в натуральную величину, т. е. в масштабе 1 : 1. Работа с чертежами. Для изготовления частей корпуса и различных деталей их размеры снимают непосредственно с чертежа с помощью линейки, циркуля или копировальной бумаги. Последний прием особенно удобен при снятии полушпангоутов для получения целых шпангоутов. На листе прозрачной миллиметровой бумаги или кальки, достаточном для изображения шпангоута, проводят вертикальную прямую, соответствующую вертикальной оси чертежа корпуса, Совмещают проведенную прямую с вертикальной осью корпуса и копируют контур полушпангоута. Затем лист осторожно сгибают вдоль вертикальной линии и вычерчивают вторую половину шпангоута. Разогнув лист, корректируют профиль по миллиметровой сетке. Получив профиль шпангоута, вычерчивают дополнительные элементы, связанные с его конструкцией (подкрепления и пр.), переносят полученный контур на выбранный материал и вырезают его. Если чертеж построен по шпангоутам, то чтобы «снять» обшивку, достаточно чертежной иглой (шилом) провести вдоль контура на доске второй контур, удаленный от первого на толщину обшивки.

Когда невозможно непосредственно использовать готовые чертежи моделей судов, публикуемые, к примеру, в журналах, необходимо выполнять их самим.
Приступая к выполнению чертежа, нужно заранее верно определить масштаб. Например, линкор длиной 183 м нужно строить не в масштабе 1 : 100, так как выполнение модели из картона длиной 1830 мм весьма затруднительно, а в масштабе 1 : 300 или 1 : 400. Эсминец длиной 114 м можно сделать в масштабе 1 : 200, рыболовное судно — в масштабе 1 : 50, а сухогрузное — в масштабе 1 : 200 или 1 : 100. Накопленный авторами опыт показывает, что оптимальные размеры модели из картона, при которых полностью обеспечена жесткость корпуса, находятся в пределах от 250 до 600 мм. Увеличение размеров модели создает опасность деформации корпуса вследствие скручивания слишком большого киля.

При выполнении рабочего чертежа используют чертежи, фотографии, рисунки и т. п. Если имеющиеся чертежи не соответствуют выбранному масштабу, их уменьшают или увеличивают посредством ксерографии, фотографии. Это также можно сделать, применив трудоемкий метод переноса чертежа на миллиметровку или сетку, поделенную на квадраты.
Постройку модели начинают с изготовления шпангоутов, поэтому сначала необходимо выполнить чертежи отдельных шпангоутов (по теоретическому чертежу). Если отношение поперечных сечений согласно данному чертежу составляет 1:1, то перенести их на картон не представляет трудности. Если же чертеж дан в масштабе 1:2 или 1:2,5 и меньше, то лучше разделить его горизонтальными и вертикальными линиями на квадраты со стороной от 4 до 8 мм, затем на листе чертежной кальки начертить квадраты со сторонами во столько раз большими, во сколько раз желательно увеличить чертеж. Например, если сечения в масштабе 1:2,5 разделить на квадраты со стороной 4 мм, то на кальке нужно начертить квадраты со стороной 4Х2,5=10 мм.
На полученные квадраты наносят все точки каждого сечения и соединяют их между собой так, как показано на рисунках. Увеличенный чертеж каждого сечения выполняют на отдельном листе кальки, что облегчит перенос его на картон.
Напомним, что представляет собой теоретический чертеж. (Смотрите в "Кубрике" соответствующую страничку, называющуюся "Теоретический чертеж корабля"). Теоретический чертеж судна — это графическое изображение наружной поверхности корпуса, дающее полное представление о форме его обводов, полученных при рассечении корпуса рядом плоскостей. Плоскости, рассекающие судно перпендикулярно его продольной оси, образуют шпангоуты. Обводы, образующиеся при рассечении корпуса продольно-вертикальными плоскостями, называют батоксами, а обводы, образующиеся при рассечении корпуса горизонтальными плоскостями,— ватерлиниями. С учетом симметричности корпуса относительно ДП поперечные сечения показывают на одном чертеже.
Корпус при таком рассечении делится на равные части, благодаря чему получаются теоретические шпангоуты. Поперечные обводы — шпангоуты — на таком чертеже нумеруют арабскими цифрами; нумерация начинается от первого со стороны носа шпангоута, соприкасающегося с конструктивной ватерлинией. Эту проекцию считают нулевой. Шпангоуты, идущие в направлении кормовой оконечности, получают соответственно номера 1, 2, 3 и т.д. Батоксы обозначают в основном римскими цифрами — I, II, III и т.д.
При рассечении корпуса судна, погруженного в воду без крена, горизонтально-продольной плоскостью, совпадающей с поверхностью тихой воды, получают конструктивную ватерлинию (КВЛ). Эту линию на чертеже делают несколько толще, чем другие.
На чертежах часто встречаются символы, которые обозначают следующие величины: Lнб — длина наибольшая; Lпп — длина между перпендикулярами; Внб— ширина наибольшая; Bк — ширина по конструктивной ватерлинии; Lк — длина по конструктивной ватерлинии; HD — высота борта на миделе; Т — осадка. Эти величины необходимы при выполнении рабочего чертежа. Однако часто имеющиеся в распоряжении судомоделиста данные неполны (например, известна только длина). Зная обычные соотношения между основными размерами, можно эти данные пополнить. К примеру, длина пассажирского судна 160 м, а отношение длины к ширине составляет 8:1, следовательно, ширина 160:8=20 м. Отношение длины к высоте составляет 12:1, следовательно, высота борта будет 160:12=13,33 м. Отношение ширины к осадке составляет 45:1, следовательно, осадка 0,45Х20=9 м.






Моделисту необходимо знать основные термины, применяемые в судостроении. Как известно, любое судно имеет корпус и надстройки. Корпусом называют основную часть судна, состоящую из каркаса и оболочки. Надстройка — закрытое помещение, располагающееся на палубе от борта до борта. Передняя оконечность судна — это нос, задняя — корма, боковые стенки — борта. Если стать лицом к носу судна, то по правую сторону будет правый борт, по левую — левый. Нижнюю часть судна называют днищем, а балку, служащую основным продольным креплением и связью днища,— килем (киль — мощная и прочная стальная балка — проходит под днищем от носа до кормы и соединяется спереди со стальной балкой — форштевнем, а сзади — с ахтерштевнем). К килю крепятся ребра— шпангоуты. Форштевень, ахтерштевень, киль и шпангоуты составляют набор корпуса судна, который покрывают стальными листами — обшивкой. Горизонтальные перекрытия, которые в жилом доме образуют пол и потолок, на судне называются палубой. В зависимости от размеров судно может иметь несколько палуб. Верхняя палуба — открытая, подверженная действию солнца и воды,— идет вдоль всего судна. На этой палубе размещаются все надстройки. У надстроек могут быть свои палубы. Пространство между днищем и нижним настилом называют междудонным пространством, здесь скапливаются вода, смазки и пр. На судне нет лестниц — есть трапы и сходни, нет окон — есть иллюминаторы. (Основные необходимые судомоделистам термины и определения можно найти в словарике «Кубрика»).


8234547223103171.html
8234598540557451.html
    PR.RU™