Ситуации стресса

«Стресс – деятельность организма по компенсированию изменений, вызываемых чрезмерными по силе раздражителями внешней среды» [96, с.61]. Г.Селье рассматривал стресс – как приспособительную реакцию, возникающую у человека при психоэмоциональном напряжении. Стресс-реакция – это универсальный ответ организма человека на опасность грозящую извне. Это основная программа сохранения жизни, закрепленная в геноме человека [96, с.61].

Определение стресса, в котором отмечается его связь с адаптацией, имеется в работе Ф.И.Фурдуя и соавторов: «Стресс - совокупность неспецифических реакций организма в ответ на действие чрезвычайных раздражителей различной природы и характера, вызывающих «напряжение» функций органов и систем и обеспечивающих мобилизацию организма в целях его адаптации или поддержания гомеостаза» [96].

Стресс - «состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма. Стрессу свойственны множественные изменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение» [18].

Адаптационный синдром, частью которого является стресс проходит три стадии:

1. Стадия тревоги, являющаяся сигналом об опасности. Для нее характерно несоответствие уровня функциональных сдвигов силе раздражающего агента (неадекватность реакции). Реакции генерализованы и энергетически расточительны, носят поисковый характер, не затрагивая глубинных процессов адаптации.

2. Стадия резистентности - фаза устойчивой или максимальной адаптации к стрессу. Действие фактора вызвавшего состояние тревоги ослабляется, становится более мягким

3. Стадия истощения. Она не имеет адаптивного смысла. Возникает при усилении действия стрессора и истощении адаптивных резервов человека.

Л.В.Куликов выделяет следующие ошибочные суждения о стрессе [50].

В интуитивных, обыденных представлениях природа стресса отражена искаженно. Ниже приведены несколько достаточно распространенных суждений, а за каждым из них дано пояснение его ошибочности.

● Опознать источники стресса легко. Действие причин, каждая из которых в отдельности может и не вызвать ощутимого стресса, суммируется. Хотя каждая из них не вызывает тревоги, состояние может стать стрессовым.

● Я всегда чувствую, когда переживаемый стресс становится чрезмерным. Иногда чувствительность к проявлениям стресса понижена, что затрудняет его преодоление.

● Стресс существует только в моем воображении и поэтому не может причинить мне какого-либо вреда. Стресс влияет не только на психику, но и на организм, он может представить серьезную опасность для здоровья.



● Не в моей власти избежать стресса - все мы его жертвы в наше время. Состояние стресса возникает в результате взаимодействия ситуации и личности, событий и ваших реакций на них. У некоторых людей состояние стресса является их выбором, в той или иной мере бессознательным.

● Все люди реагируют на стресс одинаково. Люди весьма различаются в восприятии жизненных ситуаций, стрессоустойчивости, опыте и умениях преодоления стресса.

● Только слабые люди страдают от стресса. При большой нагрузке и сильные люди страдают от стресса.

Рассматривая стресс необходимо учитывать его длительность, дифференцируя при этом кратковременный и длительный стресс. Кратковременный стресс – всестороннее проявление начала длительного стресса. Как отмечает Л.А. Китаев-Смык (1983), «начало развития стресса бывает стертым, с ограниченным числом проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса». Длительный стресс – постепенная мобилизация и расходование как «поверхностных», так и «глубоких» адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым. Причиной может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно «включаются» процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными [45].

Стресс возникает и в ситуациях жизненных перемен. Жизненные события, лежащие в их основе, опосредуют изменяемость и развитие личности, однако при этом человек продолжает оставаться самим собой, сохраняя свою аутоидентичность. Т.Б. Карцева отмечает, что «событие является для человека жизненным лишь в том случае, когда его свершение затрагивает центральные аспекты его личности – его образ «Я», представление о себе, действует на них разрушающе и заставляет личность изменить их». Такое «жизненное событие» может выступать в качестве критического, так как в нем потенциально заложен стрессогенный фактор. Происходящая в результате свершения события перестройка личности (её компонентов или отношений) не может проходить «безболезненно». В процессе «перестройки» человек ставится в ситуацию выбора чего-то одного, отказываясь при этом от чего-то другого [44].

Переживание ситуации несет в себе два пути развития: в пользу «становления» - личностного роста или остановки в развитии – «регресса, инволюции» как личности.


8233259235069565.html
8233316479096509.html
    PR.RU™